Снова осень. Иногда накра­пывает мелкий дождь. Как будто природа оплакивает всех по­гибших в страшное лихолетье войны. Да, трудно далось осво­бождение Брянщины, и не менее трудно пришло освобождение Красногорского района от не­мецко-фашистских захватчиков в 1943 году.

Событие было горькое и радостное одно­временно.

Писатель Якуб Колас сказал: «Нет у человека ничего прекрас­ней и дороже Родины». Поэтому  никого не оставит равнодушным история освобождения родного Красногорья.

Из историко-краеведческого материала, тщательно и береж­но подготовленного нашим земляком В.А. Снытко, можно узнать, что спустя всего две недели от начала войны фронт приблизился к границам Орловщины – враг стоял у бело­русских городов Рогачёва и Жло­бина. Разгоралось ожесточённое Смоленское сражение.

В эти дни в Красногорском районе полным ходом шло стро­ительство оборонительных со­оружений. Только в окрестнос­тях Красной Горы общая длина противотанковых рвов превыси­ла 12 километров. После об­стрела вражеским самолётом погибло более 30-ти человек. Среди них были учитель лите­ратуры Красногорской средней школы Василий Антонович Усов, девятиклассница Марфа Серге­енко, семиклассницы Праско­вья Концевая и Мария Сергеен­ко, мать пятерых детей Екатери­на Удовенко. Для красногорцев это были первые ужасы войны.

В середине июля 1941 года был создан истребительный батальон в Красной Горе. Са­мым молодым бойцом в нём был 16-летний Сергей Борисенко, закончивший 9 классов сред­ней школы.

Острой была проблема эва­куации людей, так как 17 авгус­та фашисты появились на тер­ритории нашего района, а 18 августа – в Красной Горе. После взрыва моста через реку Ипуть в Ущерпье на дороге Красная Гора — Клинцы путь был окон­чательно отрезан для отступле­ния мирных жителей. Первой жертвой нового режима в районе стал учитель Любовшанской школы Фёдор Дмитриевич Гагаро, расстрелянный осенью 1941 года. Его обвинили в связи с партизанами. Памятник Ф.Д. Гагаро установили к 70-летию Великой Победы – 6 мая 2015 года на небольшом кладбище п. Щедрин в ходе акции, проведённой районной газетой «Красногорская жизнь». Средства были собраны всем миром – благодарными потомками.

С первых же дней существо­вания «нового порядка» пред­принимались попытки сопротив­ления фашистскому режиму. Подпольную работу вела в Крас­ной Горе Ольга Григорьевна Удо­венко. 10 декабря 1941 года  патриотку арестовали и рас­стреляли вместе с другими ком­мунистами в Новозыбкове. Но в районе стало разворачиваться партизанское движение с пер­вым отрядом под командовани­ем Дегтярёва, председателем колхоза « Новая деревня» Колюдовского сельсовета, где на­считывалось 50 человек. Жите­ли района сражались с гитле­ровцами и в составе отряда «Вперёд», базировавшегося в лесах Чечерского района Го­мельской области Белоруссии.

В районе Красной Горы дей­ствовал и отряд под командова­нием Ивана Михайловича Дробкова, уроженца посёлка Новая Москва Красногорского района. С апреля 1942 года он сражался в отряде «Вперёд». Дробков 16 августа 1943 года был тяжело ранен в районе села Ширки (сейчас часть Красной Горы), попал в плен. После гибели ко­мандира партизаны перешли в белорусский отряд П.Р. Шемя­кина и продолжали в его соста­ве борьбу с врагами.

В ноябре 1943 года была со­здана партизанская группа в со­седнем Светиловичском районе во главе с секретарём Светиловичского райкома партии В.А. Абушенко. В ней было 6 бойцов, примкнувших к Гомельскому сельскому отряду. В феврале 1942 года на основе группы был сформирован Светиловичский партизанский отряд, действо­вавший и на территории Крас­ногорского района. В результа­те активных боевых действий была создана Чечерская парти­занская зона, в которую входи­ли более ста населённых пунк­тов Чечерского, Кормянского, Светиловичского, Краснопольс­кого и Красногорского районов.

Наиболее активно действова­ли партизаны в приграничной полосе, в районе населённых пунктов Колюды, Кургановка, Берёзовка. Одним из бойцов Черниговского соединения под командованием А.Ф.Федорова был наш земляк Андрей Евменович Хандожко. Он храбро сра­жался с врагами и в июне 1943 года погиб в бою.

На территории Красногорско­го района действовали и парти­заны Клинцовского отряда. Они распространяли листовки, кото­рые освещали действительное положение дел на фронтах, вселя­ли уверенность среди населения.

Как рассказывал ветеран вой­ны и труда И. Толстенок, поли­цейский стан, который разме­щался в кирпичном здании быв­шей земской начальной школы в селе Заборье, был разгром­лен. А подготавливал операцию по разгрому стана уроженец Заборья Григорий Булах, который находился на службе у немцев и в то же время поддерживал связь с партизанами.

Жители Красногорского рай­она храбро сражались с гитле­ровцами на фронтах Ве­ликой Отечественной войны. Вот только некоторые имена ге­роев: Василий Илларионович Борисенко, участвовавший в прорыве блокады Ленинграда, Пётр Лаврентьевич Хандожко — в Сталинградской битве, Миха­ил Герасимович Снытко- в боях под Новороссийском, разведчик Иван Семёнович Буйневич — в боях за Польшу только с марта по май 1945 года награждённый тремя орденами Славы всех сте­пеней, Иван Никифорович Лы­сенко, Герой Советского Союза, — установивший одно из знамён Победы на втором этаже Рейхстага. Их подвиги и подвиги других красногорцев золо­тыми буквами вписаны в историю нашего края. Они в наших сердцах. Много лет газета «Красногорская жизнь» проводит на своих страницах патриотическую акцию «Бессмертный полк», где каждый житель района может рассказать о своих родственниках – участниках войны.

Приближался день освобож­дения Красногорщины. Утром 27 сентября 1943 года немцы нача­ли миномётный обстрел позиций наших войск, которые вышли к левому берегу реки Беседь к де­ревне Антоновка. Но мелковод­ная в этих местах Беседь не представляла серьёзной прегра­ды. К вечеру 27 сентября части Красной Армии перешли в на­ступление, и фашисты, опасаясь окружения, поспешно отступили.

Не удалось врагу закрепить­ся и в райцентре. 28 сентября 1943 года Красная Гора была освобождена. Этот день навсег­да вошёл в историю Красногорщины и стал официально — Днём освобождения района. Ущерб от войны для наших жителей был огромен, и поэтому с первых же дней пос­ле освобождения жители райо­на включились в восстановление разрушенной инфраструктуры.

И уже к июлю 1944 года в Красной Горе открыты швейная мастерская «Свой труд», сапож­ная мастерская и парикмахерс­кая. А к 17 сентября 1944 года были восстановлены 28 изб-чи­тален, районный Дом культуры и библиотека, почта и радиоузел, райпромкомбинат. К 1 января 1944 года были подготовлены к пуску две паровые мельницы и два кирпичных завода в Колюдах и Любовшо. Начали работу две амбулатории и больница, семь фельдшерских пунктов. Особое внимание уделялось сельскохо­зяйственному производству. При ручном труде план выполнялся на 140 %, учитывая, что работали в основном подростки и женщины.

Одной из главных задач в это время было оказание помощи фронту. После освобождения, за год, жителями района было внесено на выпуск танков и са­молётов 2 миллиона рублей и на 4 миллиона рублей приобрете­но облигаций внутреннего зай­ма. Например, только за один день-23 февраля 1944 года-в селе Перелазы было собрано 16744 рубля.

Прошли годы, но мы не забы­ли то время. Всё напоминает нам о памятном дне 28 сентяб­ря 1943 года: Вечный огонь, памятники и обе­лиски, обновлённые в последние годы. Светлая память героям! Будем же их до­стойны!