Славянское название месяца августа – серпень, ведь раньше созревший хлеб жали серпами. Народная пословица гласит: «В августе серпы греют, вода холодит». Называли его также «зарев» – за яркие и холодные зори. В Беларуси он зовётся жнiвень, поскольку это месяц жатвы. Секстилис – шестой – назывался он в античное время у римлян, поскольку год начинался с марта. Позднее в честь римского императора Октавиана Августа получил привычное и знакомое нам название.

В августе начинается Успенский пост или Спасовки.

Спасы – народное название трёх православных праздников: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в народе называемого Медовым Спасом, Преображения Господня – Яблочного Спаса, и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя – Орехового Спаса.

Выставка состоит из трёх разделов, представленных последовательно: «Медовый Спас», «Яблочный Спас», «Ореховый Спас».

 

Медовый спас

14 августа отмечается Медовый Спас. В народе его также называют Первый Спас, Маккавей, Спас на воде.

В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери.


Икона. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня.

 


Икона. Владимирская Божия Матерь.

Первый Спас, Медовый, выпадает на начало Успенского поста. История этого праздника уходит корнями в Константинополь, где каждый год именно в этот день выносился Животворящий Крест Господень для освящения всего города и защиты от болезней. Святыню несли на руках, сменяя друг друга, крестным ходом, возглавляемым епископами и самим правителем, к роднику Спаса, протекавшего за стенами города, а затем в храм Святой Софии. С этого дня и до самого Успения к Кресту могли приложиться все желающие.

В Русской Церкви торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня установил князь Андрей Боголюбский после победы над войсками волжских булгар 1 августа 1164 года.


Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова.

 


Благодарственное моление перед Владимирской иконой после победы над булгарами. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены Спас Нерукотворный на одной стороне и Поклонение Кресту на другой (в настоящее время икона находится в Третьяковской галерее).


Спас Нерукотворный и Прославление Креста. Третьяковская галерея.

 


Распятия и иконка Спас Нерукотворный. XIX в.

Согласно «Сказанию о победе над волжскими болгарами», Андрей Боголюбский и его полк во время битвы стали свидетелями «божественного луча огнена». От Владимирской иконы Божией Матери и Нерукотворного Спаса просияли лучи божественного света, покрыв собою всё войско великого князя. В тот год по повелению святого Андрея было установлено 1 августа (14 августа н.ст.) празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (почитаемый русским народом «Медовый Спас»).

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору мёда. По традиции именно с этого дня разрешалось есть освященный мёд.

Другое название Первого Спаса – Маккавей – связано с именем мучеников Маккавеев и их матери Соломии, память которых празднуется в этот день. Они жили во времена гонения на христиан, и жестокий правитель Сирии Антиох за это решил замучить их. Они подвергались разным пыткам вместе со своей матерью, которая всячески старалась поддержать и подбодрить их, несмотря на свои страдания и боль. Наконец, все братья, кроме самого младшего, умерли.


Семь мучеников Маккавеев, их мать св. Соломония и учитель св. Елеазарий (фрагмент пелены «Явление Богоматери Сергию и праздники»), 1525 г.

С течением времени празднования Медового Спаса и Маккавея слились в один, а на Руси, по созвучию с именем братьев, стали приносить в храмы для освящения, помимо меда, еще и мак.

Медовый Спас называют также «Спасом на воде» и связано это с водосвятием. По традиции именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь и сглаз. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.

Поговорки и приметы на Медовый Спас:

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • На первый спас лошадей (весь скот) купают.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • Первый Спас – первый сев.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.

 

Яблочный спас

19 августа празднуется Второй Спас, который также называют Яблочным, Великим, Спасом на горе, Средним Спасом, Праздником первых плодов.

Это день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивается от лета к осени и зиме. Именно с этого дня разрешалось, есть яблоки и блюда из плодов нового урожая.


Калинин М.А. Яблочный Спас.

Православная церковь 19 августа отмечает Преображение Господне. Этот праздник посвящен знаменательному событию из жизни Иисуса Христа. В конце земного пути Спаситель сообщил Своим ученикам, что ему предстоит пострадать за людей, быть распятым на кресте, умереть и на третий день воскреснуть. Однако ученикам было сложно в это поверить. Тогда Иисус возвёл трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова – на гору Фавор, расположенную недалеко от Назарета и преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белоснежными.

По традиции, на Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Яблочным Спасом. В некоторых местах, видимо под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе».

С раннего утра на паперти церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха и репы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи. После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане всего понемногу ссыпали в специальные корзинки – в пользу причта. Потом, перекрестясь, разговлялись яблоками. Священник передавал яблоки детям, нищим и тем людям, у которых не было своих садов.


Освящение плодов.

Вернувшись из храма, крестьяне приступали к сбору яблок. Владельцы больших садов, составляющих значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором урожая приглашали к себе священника. В саду под деревьями ставили икону Преображения Господня и служили благодарственный молебен, после чего приступали к снятию яблок.

В день яблочного Спаса наши предки также отмечали Осенины – встречу осени. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа – к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг.

Все работы спешили сделать до наступления осенних ненастных дней. Не случайно в народе говорили: «После Второго Спаса дождь – хлебогной».

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами.

Приметы на яблочный Спас:

  • сухой Спас предвещает сухую осень;
  • мокрый – мокрую;
  • ясный – суровую зиму.

Поговорки и пословицы:

  • Каков Второй Спас, таков и январь.
  • Второй Спас – всему час.
  • Второй Спас шубу припас.
  • На яблочный Спас готовь рукавицы про запас.
  • В Первый Спас(«на воде») олень в реке обмакивает копыто, во Второй Спас («на горе») – хвост (от чего становится ещё холоднее вода).
  • Со Второго Спаса засевай озимые.

На Яблочный Спас и нищий нищего яблочком угостит. 

 

Ореховый спас

29 августа отмечается Третий Спас, который в народе также называют Спасом на холстах, так как в этот день было принято торговать домоткаными холстами, полотнами, и Ореховым, так как к этому времени созревают лесные орехи и начиналась их заготовка.


Рушник льняной.

Другое название праздника – Хлебный Спас. В это время заканчивалась уборка хлеба, начинали молоть муку из собранного урожая и из первого помола обязательно выпекали каравай и освещали его в церкви. Этот праздник завершал Успенский пост.

Освящение орехов и хлебов.

В этот день почитают врача-мученика Диомида, которому молятся при разных недугах и болезнях, а также Феодоровскую икону Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.


Святой мученик Диомид Врач. Фреска Феофана Критского в монастыре Св. Николая Анапафсаса, Метеоры. Греция. 1527 г.

Русская православная церковь в этот день вспоминает о перенесении Нерукотворного образа Спасителя.

Икона. Спас Нерукотворный. XIX в.

В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинались великоденские гулянья, сопровождавшиеся хороводами, а также устраивали ярмарки.

Ореховый, Хлебный Спас народ отмечал как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас – на полотне, а хлебушко в гумне!».

Поговорки и приметы

  • Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
  • После Успения пришло – солнце на осень пошло.