+7(48346)9-11-38
Славянское название месяца августа – серпень, ведь раньше созревший хлеб жали серпами. Народная пословица гласит: «В августе серпы греют, вода холодит». Называли его также «зарев» – за яркие и холодные зори. В Беларуси он зовётся жнiвень, поскольку это месяц жатвы. Секстилис – шестой – назывался он в античное время у римлян, поскольку год начинался с марта. Позднее в честь римского императора Октавиана Августа получил привычное и знакомое нам название.
В августе начинается Успенский пост или Спасовки.
Спасы – народное название трёх православных праздников: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в народе называемого Медовым Спасом, Преображения Господня – Яблочного Спаса, и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя – Орехового Спаса.
Выставка состоит из трёх разделов, представленных последовательно: «Медовый Спас», «Яблочный Спас», «Ореховый Спас».
14 августа отмечается Медовый Спас. В народе его также называют Первый Спас, Маккавей, Спас на воде.
В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери.
Икона. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня.
Первый Спас, Медовый, выпадает на начало Успенского поста. История этого праздника уходит корнями в Константинополь, где каждый год именно в этот день выносился Животворящий Крест Господень для освящения всего города и защиты от болезней. Святыню несли на руках, сменяя друг друга, крестным ходом, возглавляемым епископами и самим правителем, к роднику Спаса, протекавшего за стенами города, а затем в храм Святой Софии. С этого дня и до самого Успения к Кресту могли приложиться все желающие.
В Русской Церкви торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня установил князь Андрей Боголюбский после победы над войсками волжских булгар 1 августа 1164 года.
Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены Спас Нерукотворный на одной стороне и Поклонение Кресту на другой (в настоящее время икона находится в Третьяковской галерее).
Согласно «Сказанию о победе над волжскими болгарами», Андрей Боголюбский и его полк во время битвы стали свидетелями «божественного луча огнена». От Владимирской иконы Божией Матери и Нерукотворного Спаса просияли лучи божественного света, покрыв собою всё войско великого князя. В тот год по повелению святого Андрея было установлено 1 августа (14 августа н.ст.) празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (почитаемый русским народом «Медовый Спас»).
Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору мёда. По традиции именно с этого дня разрешалось есть освященный мёд.
Другое название Первого Спаса – Маккавей – связано с именем мучеников Маккавеев и их матери Соломии, память которых празднуется в этот день. Они жили во времена гонения на христиан, и жестокий правитель Сирии Антиох за это решил замучить их. Они подвергались разным пыткам вместе со своей матерью, которая всячески старалась поддержать и подбодрить их, несмотря на свои страдания и боль. Наконец, все братья, кроме самого младшего, умерли.
С течением времени празднования Медового Спаса и Маккавея слились в один, а на Руси, по созвучию с именем братьев, стали приносить в храмы для освящения, помимо меда, еще и мак.
Медовый Спас называют также «Спасом на воде» и связано это с водосвятием. По традиции именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь и сглаз. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
Поговорки и приметы на Медовый Спас:
19 августа празднуется Второй Спас, который также называют Яблочным, Великим, Спасом на горе, Средним Спасом, Праздником первых плодов.
Это день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивается от лета к осени и зиме. Именно с этого дня разрешалось, есть яблоки и блюда из плодов нового урожая.
Православная церковь 19 августа отмечает Преображение Господне. Этот праздник посвящен знаменательному событию из жизни Иисуса Христа. В конце земного пути Спаситель сообщил Своим ученикам, что ему предстоит пострадать за людей, быть распятым на кресте, умереть и на третий день воскреснуть. Однако ученикам было сложно в это поверить. Тогда Иисус возвёл трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова – на гору Фавор, расположенную недалеко от Назарета и преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белоснежными.
По традиции, на Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Яблочным Спасом. В некоторых местах, видимо под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе».
С раннего утра на паперти церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха и репы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи. После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане всего понемногу ссыпали в специальные корзинки – в пользу причта. Потом, перекрестясь, разговлялись яблоками. Священник передавал яблоки детям, нищим и тем людям, у которых не было своих садов.
Вернувшись из храма, крестьяне приступали к сбору яблок. Владельцы больших садов, составляющих значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором урожая приглашали к себе священника. В саду под деревьями ставили икону Преображения Господня и служили благодарственный молебен, после чего приступали к снятию яблок.
В день яблочного Спаса наши предки также отмечали Осенины – встречу осени. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа – к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг.
Все работы спешили сделать до наступления осенних ненастных дней. Не случайно в народе говорили: «После Второго Спаса дождь – хлебогной».
В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами.
Приметы на яблочный Спас:
Поговорки и пословицы:
На Яблочный Спас и нищий нищего яблочком угостит.
29 августа отмечается Третий Спас, который в народе также называют Спасом на холстах, так как в этот день было принято торговать домоткаными холстами, полотнами, и Ореховым, так как к этому времени созревают лесные орехи и начиналась их заготовка.
Другое название праздника – Хлебный Спас. В это время заканчивалась уборка хлеба, начинали молоть муку из собранного урожая и из первого помола обязательно выпекали каравай и освещали его в церкви. Этот праздник завершал Успенский пост.
Освящение орехов и хлебов.
В этот день почитают врача-мученика Диомида, которому молятся при разных недугах и болезнях, а также Феодоровскую икону Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.
Русская православная церковь в этот день вспоминает о перенесении Нерукотворного образа Спасителя.
Икона. Спас Нерукотворный. XIX в.В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинались великоденские гулянья, сопровождавшиеся хороводами, а также устраивали ярмарки.
Ореховый, Хлебный Спас народ отмечал как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас – на полотне, а хлебушко в гумне!».
Поговорки и приметы